Какой строй в китае

Государственный и политический строй Китая

Какой строй в китае

Первое упоминание о государстве на территории современного Китая относится к 2000 году до нашей эры.

От процветающих древнекитайских империй страна шла тысячелетия через периоды разобщенности, колониального унижения и борьбы за независимость к Китайской Народной Республике, провозглашенной в 1949 году.

Современный Китай – это страна, нацеленная в высокотехнологичное будущее, но не забывающая свою древнюю историю. В 21 веке экономика страны стала самой большой в мире и с самым обширным внутренним рынком. Какой политический строй в Китае ни был бы, он всегда будет с китайским «акцентом».

Что говорит Конституция

Китай, согласно конституции, является социалистическим государством с провозглашенным главенством рабочих, которых представляет Коммунистическая партия, в союзе с крестьянами. Политический строй Китая кратко можно охарактеризовать как социализм с национальной спецификой.

Вся власть принадлежит народу, который осуществляет ее через Всекитайское Собрание Народных Представителей (ВСНП) и местные представительные органы различных уровней.

Несмотря на то что политическому строю в Китае в настоящее время присущи все внешние атрибуты демократии, голос Коммунистической партии имеет решающее значение при принятии любого значимого решения.

Китай является многонациональной, многопартийной страной, что нашло отражение в организации всех структур государства. Базисом политического строя Китая, при доминирующей роли Коммунистической партии, являются:

  • выборных органов различного уровня – собраний народных представителей;
  • многопартийная система;
  • национальные автономии в каждом регионе компактного проживания некитайского населения.

Демократически избранными представительными органами являются собрания народных представителей, избираемых на всех уровнях административного деления страны, от волостных и уездных до городских. В Китае кроме Компартии работают еще восемь небольших партий, которые не считаются оппозиционными.

Самая большая из них — демократическая партия, насчитывает примерно 130 тысяч человек. Для выработки согласованной позиции партий по ключевым вопросам экономической и политической жизни создан Народный политический консультативный совет.

Третьим столпом политического строя Китая служит система национальных образований (автономных районов, округов, уездов), которые являются гарантией соблюдения прав малых народов и национальностей.

Председатель КНР руководит социалистическом государством демократической диктатуры народа, как написано в Конституции страны, иногда его в зарубежной прессе называют президентом Китая. Всекитайское собрание народных представителей – это высший уровень китайского «парламента».

Правительство в Китае называется Государственный Совет КНР, который в регионах представляют местные народные правительства. Центральный Военный Совет управляет армией, вооруженной полицией и народным ополчением.

В стране есть все институты, необходимые для функционирования современного государства, только с учетом политического строя Китая они имеют названия с социалистическим оттенком, например народный суд, народный прокурор, народная полиция.

Всекитайское Собрание Народных Представителей

В высший орган государственной власти избираются депутаты от всех регионов и вооруженных сил сроком на 5 лет. В перерывах между сессиями высший орган государственной власти представляет Постоянный комитет ВСНП.

Политический строй Китая обеспечивает возможность участия в работе всех слоев населения — представителей национальных меньшинств, регионов с другим политическим строем (Гонконг и Макао), военным и даже миллиардерам.

В 2013 году, на предпоследней сессии ВСНП, среди делегатов был 31 долларовый миллиардер.

Собрание решает, какой сейчас политический строй в Китае будет реализовываться на практике. Собрание избирает Председателя КНР и других высших чиновников государства, определяет направления экономического развития и утверждает бюджет государства. В 2018 году во Всекитайском Собрании Народных Представителей приняли участие 3000 человек.

Товарищ Си

Председатель КНР выполняет функции главы государства, в том числе назначает премьера Госсовета и других членов правительства, объявляет о мобилизации и введении военного положения, награждает орденами и медалями.

В марте этого года, на ВСНП 13-го созыва, Синь Цзиньпин был снова переизбран на пост Председателя КНР. Политический строй Китая предусматривал ограничение на избрание на высший государственный пост двумя сроками, это должен был быть последний период работы товарища Си на этом посту.

Но на той же сессии депутаты одобрили поправки к конституции, разрешающие избираться на высший пост неограниченное количество раз.

Коммунисты всегда впереди

Руководящая роль Коммунистической партии Китая (КПК) прописана в конституции страны. Компартия сохраняет контроль над страной, доминируя в правительстве и вооруженных силах, все государственные учреждения имеют партийные ячейки. Си Цзиньпин является руководителем Коммунистической Партии и главой государства.

Партия основана в 1921 году по лекалам Всероссийской большевистской партии, с целью распространения идей коммунизма в стране. КПК начала борьбу за освобождение страны и изменение политического строя Китая. Вооруженные отряды КПК сыграли решающую роль в освобождении и образовании КНР.

Все современные экономические успехи Китая также связаны с реформами, инициированными компартией Китая.

Источник: //FB.ru/article/379569/gosudarstvennyiy-i-politicheskiy-stroy-kitaya

Политическое устройство Китайской Народной Республики

Какой строй в китае

Политическая система КНР фактически однопартийная. Хотя в Китае существует несколько партий, ведущая и руководящая роль Коммунистической Партии Китая (КПК) прописана в конституции КНР.

Согласно конституции КНР «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй. Вся власть принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.»

Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). В его состав входят депутаты от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил, избранные на пятилетний срок. ВСНП собирается один раз в год в мае в Пекине. Постоянно действующим органом ВСНП является Постоянный комитет, собирающийся раз в два месяца.

Номинальным главой государства является председатель КНР, иногда называемый президентом КНР. Предстедатель КНР и его заместитель избирается на сессии ВСНП сроком на пять лет не более двух сроков подряд. Председатель КНР назначает Премьера Госсовета КНР и членов Госсовета, являющегося правительсвом Китая.

Армия управляется Центральным военным советом КНР, местная власть принадлежит местным собраниям народных представителей, судебная — народным судам и народным прокуратурам.

Коммунистическая партия Китая имеет важнейшую раль в назначении и выдвижении кандидатов на все посты. Поэтому важную роль в государстве имеют партийные собрания, члены политбюро и секретари Коммунистической партии на всех уровнях.

Всекитайское собрание народных представителей

Дворец народных собраний в Пекине

Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) является высшим органом власти в Китае. Депутаты избираются от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а также от вооружённых сил сроком на пять лет.

Всекитайское собрание народных представителей созывается один раз в год, обычно в мае. В остальное время работу ведёт Постоянный комитет всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП). Постоянный комитет созывает на сессию ВСНП, а также объявляет новые выборы по истечению текущего срока.

Постоянный комитет может созвать внеочередную сессию ВСНП.

ВСНП выполняет следующие функции: Вносит изменения в конституцию, надзирает за её исполнением, принимает и изменяет основные законы страны, избирает Председателя КНР и его заместителя, по представлению председателя КНР принимают решение о выборе премьера Госсовета КНР и министров, выбирают председателя верховного народного суда, избирают генерального прокурора верховной народной прокуратуры, рассматривают и утверждают планы экономического и социального развития, изменяет или отменяет нецелесообразные решения Постоянного комитета ВСНП, принимает решения по вопросам войны и мира, изменяет административно-территориальное устройство страны и т.д.

Зал заседаний ВСНП Чжан Дэцзян

Постоянный комитет ВСНП выполняет роль высшего органа государственной власти между сессиями ВСНП. Постоянный комитет состоит из председателя, его заместителя, секретаря и рядовых членов.

Постоянный комитет ВСНП выполняет следующие функции: толкование конституции и основных законов, контроль над их исполнением, внесение незначительных поправок в законы, корректировка планов экономического и социального развития, контроль за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, решение о замене министров между сессиями ВСНП, назначает и отзывает послов за рубежом, ратифицирует и денонсирует международные договоры, принимает решения о войне, мире и мобилизации между сессиями ВСНП, а также исполняет другие поручения ВСНП. Под руководством Постоянного комитета заседают девять специальных комиссий ВСНП. С 2003 года председателем ПК ВСНП является Чжан Дэцзян.

Местные собрания народных представителей являются высшей властью на местах, на провинциальном, уездном и волостном уровне. Местные собрания на провинциальном и окружном уровне избираются на пять лет, на низших уровнях — на три года.

Местные собрания утверждают планы экономического и социального развития в своих местностях, выбирают губернатора провинции (или другого главу местности), контролируют исполнение конституции и основных законов. При собраниях уездного уровня и выше создаются постоянные комитеты.

Депутаты собраний народных представителей уездов, городских районов, волостей и посёлков избираются непосредственно народом. Депутаты провинциальных собраний народных представителей избираются депутатами более низкого уровня. Провинциальные СНП избирают депутатов ВСНП.

Председатель КНР

Си Цзиньпин

Председатель КНР (называемый также Президент КНР) номинально является главой государства. Председатель КНР выбирается на сессии ВСНП сроком на пять лет, и не более двух сроков подряд. Председателем может стать лицо, достигшее 45 лет.

Председатель КНР подписывает законы и указы, прежде чем они вступят в силу, в соответствии с решениями ВСНП назначает Госсекретаря КНР, министров, иностранных представителей КНР, ратифицирует международные договоры.

С 2013 года Председателем КНР является Си Цзиньпин.

Госсовет КНР

Ли Кэцян

Госсовет КНР является правительством Китая, носителем высшей исполнительной власти в стране.

Госсовет КНР состоит из Премьера Госсовета КНР, его заместителя, вице-премьеров, министров, глав комиссий, генерального ревизора и начальника секретариата.

Госсовет руководит делами образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и планирования семьи. С 2013 года Премьером Госсовета является Ли Кэцян.

Коммунистическая партия Китая

Руководящая роль Коммунистической партии Китая (КПК) прописана в конституции страны. КПК была основана в 1921 году в Шанхае. Идеологией КПК является «Марксизм-Ленинизм, идеи Мао Цзедуна и теория Дэн Сяопина». Высшим органом является Национальный съезд партии и избираемый им Центральный комитет. Членами КПК являются более 70 миллионов человек из трёх миллионов первичных организаций.

Национальный съезд партии собирается раз в пять лет или чаще. ЦК выбирается национальным съездом сроком на пять лет. В ЦК могут выбраны члены с партийным стажем не менее 5 лет. ЦК КПК состоит из Политбюро, Постоянного комитета и Генерального секретаря ЦК КПК. КПК сохраняет лидерство над вооружёнными силами, каждое государственное предприятие или учреждение обязательно имеют партийный комитет.

Судебная власть

Судебную власть в стране осуществляют народные суды и народные прокуратуры, выбираемые местными собраниями народных представителей.

Административное деление

Согласно конституции, существует трёхуровневое территориальное деление: страна делится на провинции, провинции на уезды, а уезды на волости. Однако фактически уровней пять. Между провинцией и уездом существуют округа, а волости делятся на деревни. Кроме того, на каждом уровне единицы различаются.

Есть автономные районы, округа, уезды и волости, созданные для самоуправления национальных меньшинств, а также другие специальные единицы. Город в КНР административно может являться городским округом, уездом или городом центрального подчинения, приравненным к провинциям.

Зачастую в состав города входят и пригороды, в состав районов — деревенские окраины, что затрудняет подсчёт населения самих городов.

Китайская республика на Тайване

Тайбэй — столица Тайваня

В ходе последнего этапа гражданской войны в Китае в 1946 — 1949 годах националистическая партия Гоминьдан проиграла Коммунистической партии Китая. Гоминьдановское правительство эвакуировалось на остров Тайвань в 1949 году. Для их защиты в Тайваньский пролив был дислоцирован 7-й флот ВМФ США.

В гражданской войне наступило временное перемирия, длящееся до сих пор. Китайская республика на Тайване претендует на власть во всём Китае. В свою очередь, КНР считает Тайвань неотъемлимой частью Китая. Китайская республика является частично признанным государством, её признают 23 страны.

Многие страны не признают Тайвань независимым государством, но имеют с ним длительные неофициальные связи, в числе этих стран Европейский союз, США, Россия и даже сама КНР.

На Тайване установлена демократическая политическая система, всенародно избираемый президент является главой государства и председателем Законодательного Юаня.

Начиная с 1970-х годов проводится либерализация политической и экономической систем, что, наряду с американской помощью, привело к Тайваньскому экономическому чуду.

Сейчас Тайвань по объёму ВВП находится на 19-м месте в мире, а по ВВП на душу населения в 11 раз превосходит КНР.

Специальные административные районы

Города Гонконг и Макао с середины XIX века находились во владении Великобритении и Португалии. КНР сразу после своего образования в 1949 году признало владение ими незаконным, и потребовало вернуть территории.

Однако к этому времени колонии уже обладали устоявшимися рыночными экономиками и демократическими политическими системами. В 1980-х годах Дэн Сяопином была предложена политика «одна страна, две системы», в рамках которой Гонконг и Макао могли бы присоединиться к Китаю, сохранив рынок и демократию.

После длительных переговоров с Британией и Португалией, в 1997 году КНР был возвращён Гонконг, а в 1999 году — Макао.

Положение о Специальных административных районах предусмотрено 31-й статьёй конституции 1982 года. Специальные районы приравниваются к провинциям, посылают своих депутатов во Всекитайское собрание народных представителей, однако обладают гораздо более широкой автономией.

Специальным районам позволено иметь свою собственную конституцию, исполнительную, законодательную и судебную власть, выпускать свою валюту, вести независимую таможенную, налоговую и иммиграционную политику. Центральное правительство КНР отвечает за внешнюю политику и оборону.

Гонконг и Макао

Территориальные споры и сепаратизм

КНР имеет множество территориториальных споров. Основным является спор с Китайской республикой, правительство которой контролирует остров Тайвань и два уезда провинции Фуцзянь, расположенные на островах Мацзу и Цзиньмэнь. Китай также претендует на острова Сенкаку, или Дяоюйтай, расположенные недалеко от Тайваня и контролируемые Японией.

В 1974 году Китай с боем занял Парасельские острова, до этого контролируемые Вьетнамом. Острова Спратли в Южно-Китайском море являются предметом спора между шестью странами: Китаем, Вьетнамом, Малайзией, Индонезией, Брунеем и Филиппинами. КНР контролирует некоторые из этих островов.

Китай претендует на Южный Тибет, захваченный англичанами в 1913 году, а сейчас составляющий индийский штат Аруначал-Прадеш. Индия, в свою очередь, претендует на район Аксай Чин в китайской части Кашмира.

Территориальные споры со странами бывшего Советского союза Китай уладил, подписав соглашения с Киргизией в 1996 и 1999 годах, Казахстаном в 1994 и 1999 годах и Таджикистаном в 1999 и 2011 годах. С Россией в 2005 году был подписан договор о границе, передающий Китаю ряд спорных островов на реке Амур.

В некоторых китайских регионах существуют сепаратистские тенденции. В 1959 году в Тибете вспыхнуло антикитайское восстание.

В результате его подавления Далай-лама XIV покинул Китай, и основал в Индии Тибетское правительство в изгнании.

За границей также действуют Исламское движение Восточного Туркестана и Всемирный уйгурский конгресс, выступающие за независимость уйгурского народа. В самом Китае эти организации запрещены.

Источник: //infokitai.com/politicheskoe-ustrojstvo-kitajskoj-narodnoj-respubliki.html

Какой строй в китае

Какой строй в китае

Орган управления военными делами государства — Центральный Военный Совет; Государственные судебные органы — Верховный Народный Суд, местные народные суды различных ступеней и специальные народные суды; Органы государственной прокуратуры — Верховная Народная Прокуратура, местные народные прокуратуры различных ступеней и специальные народные прокуратуры. Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) Основой политической системы КНР является всекитайской собрание народных представителей. ВСНП—высший орган государственной власти Китая. В ВСНП входят представители, избранные на провинциальном уровне, а также на уровне автономных районов, городов центрального подчинения и особых административных районов, а также представители от армии. ВСНП обладает законодательной властью и решает важные вопросы, касающиеся политической жизни страны. Срок полномочий ВСНП – 5 лет.

Внимание

На Тайване установлена демократическая политическая система, всенародно избираемый президент является главой государства и председателем Законодательного Юаня.

Начиная с 1970-х годов проводится либерализация политической и экономической систем, что, наряду с американской помощью, привело к Тайваньскому экономическому чуду.

Сейчас Тайвань по объёму ВВП находится на 19-м месте в мире, а по ВВП на душу населения в 11 раз превосходит КНР.

Специальные административные районы Города Гонконг и Макао с середины XIX века находились во владении Великобритении и Португалии. КНР сразу после своего образования в 1949 году признало владение ими незаконным, и потребовало вернуть территории. Однако к этому времени колонии уже обладали устоявшимися рыночными экономиками и демократическими политическими системами.

Какой на деле в китае политический строй?

ВСНП выполняет следующие функции: Вносит изменения в конституцию, надзирает за её исполнением, принимает и изменяет основные законы страны, избирает Председателя КНР и его заместителя, по представлению председателя КНР принимают решение о выборе премьера Госсовета КНР и министров, выбирают председателя верховного народного суда, избирают генерального прокурора верховной народной прокуратуры, рассматривают и утверждают планы экономического и социального развития, изменяет или отменяет нецелесообразные решения Постоянного комитета ВСНП, принимает решения по вопросам войны и мира, изменяет административно-территориальное устройство страны и т.д. Зал заседаний ВСНП Чжан Дэцзян Постоянный комитет ВСНП выполняет роль высшего органа государственной власти между сессиями ВСНП. Постоянный комитет состоит из председателя, его заместителя, секретаря и рядовых членов.

Политическое устройство китайской народной республики

Организационным принципом государственных органов является демократический централизм. Собрания народных представителей всех ступеней формируются путем выборов.

Собрания народных представителей всех ступеней утверждают основополагающий курс и политику страны, избирают государственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры.
7) Вооруженные силы принадлежат народу. Вооруженные силы КНР принадлежат народу.

Задачей вооруженных сил является укрепление обороны страны, сопротивление внешней агрессии, защита Родины, защита мирного труда населения, участие в деле строительства страны, служение народу. 8) Правовое управление страной.

Все лица, партийные и общественные организации должны рассматривать Конституцию как основную норму своей деятельности, никто не должен выходить за рамки Конституции и законов и пользоваться привилегиями.

Политический строй и государственное устройство китая(кнр)

Право критики и внесения предложений.

Граждане имеют право критиковать любые государственные органы и любых государственных работников, а также вносить предложения; обращаться в соответствующие государственные органы с жалобой, обвинением или разоблачением относительно любых государственных органов и государственных работников по поводу нарушения ими закона или служебного долга. 8) Предъявление государству требования о компенсации.Граждане, потерпевшие ущерб из-за посягательства на их гражданские права со стороны государственных органов и государственных работников, имеют право на получение компенсации согласно закону. 9) Право на трудГраждане имеют право на труд и обязаны трудиться.Государство всеми способами создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда и на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние тружеников.

Право на труд Граждане имеют право на труд и обязаны трудиться. Государство всеми способами создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда и на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние тружеников. 10) Право на социальное обеспечение.

Граждане имеют право на получение от государства и общества материальной помощи в старости, а также в случае болезни или утраты трудоспособности.Государство и общество обеспечивают воинов-инвалидов, выдают пособия семьям павших героев, предоставляют льготы семьям военнослужащих.

Государство и общество оказывает помощь слепым, глухонемым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, в налаживании быта и получении образования.

11) Право на образование Граждане имеют право на образование и обязаны учиться.

Политический строй и государственное устройство

Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.Народ через различные каналы и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами страны.

В Едином фронте, руководимом Коммунистической партией Китая, принимают участие различные демократические партии и народные организации, все социалистические труженики, патриоты, поддерживающие социализм и патриоты, выступающие за воссоединение родины.

Единый фронт будет непрерывно укрепляться и развиваться в ходе политической, общественной деятельности и дружественных связей с зарубежными странами, а также в борьбе за модернизацию страны, в защиту единства и сплоченности страны.

Народно-политический консультативный совет Китая является органом Единого фронта, имеющим широкое представительство.

Политическое устройство

Она осуществляет надзор, ведет дела об измене и расколе Родины и по другим серьезным преступлениям. В ее ответственность входит также решение дел, расследуемых органами общественной безопасности; предъявление и поддержка обвинения в отношении уголовных дел и контроль за действиями органов общественной безопасности, народных судов и камер предварительного заключения.

Китай

Органы самоуправления в районах национальной автономии[править | править код] В автономных районах, автономных округах и автономных уездах создаются СНП и народные правительства.

В числе председателей и заместителей председателей постоянных комитетов СНП автономных районов, автономных округов и автономных уездов, председателей автономных районов, начальников автономных округов и автономных уездов должны быть граждане тех национальностей, которые представляют районную автономию. Органы самоуправления в районах национальной автономии осуществляют функции других местных государственных органов, пользуются правом на автономию в пределах компетенции, установленной Конституцией, законом о национальной районной автономии и другими законами, проводят в жизнь государственные законы и политические установки с учётом конкретных местных условий.

Право на свободу научной и творческой деятельностиГраждане пользуются свободой научных исследований, свободой литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры. 13) Равноправие мужчин и женщин Женщины пользуются равными с мужчинами правами в политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни.

14) Супруги обязаны осуществлять плановое деторождение. 15) Граждане согласно закону обязаны платить налоги. 16) Граждане обязаны нести воинскую службу, принимать участие в народном ополчении. Толкование, пересмотр Конституции и контроль за ее соблюдением. 1. Относительно толкования Конституции.

Право толкования Конституции принадлежит Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей.

Какой общественный строй в китае

НОАК является регулярной армией государства. Народная вооружённая милиция Китая несёт ответственность за защиту безопасности граждан и обеспечение общественного порядка. Народное ополчение является организацией, относящейся к массовым вооруженным силам страны, не освобожденным от производства. Народный суд Народный суд – это государственный судебный орган.

В Китае есть Верховный народный суд. В провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения заседают народные суды высшей инстанции. Есть также народные суды средней и низшей инстанций.

Верховный народный суд – это высший государственный судебный орган.
Он имеет самостоятельную юрисдикцию и является высшим органом контроля над местными судами и специальными народными судами разных уровней.

Верховный народный суд докладывает о своей работе ВСНП и его Постоянному Комитету.

Источник: //11-2.ru/kakoj-stroj-v-kitae/

Государственное устройство и политическая система Китая

Какой строй в китае

Китайская система государственного управления на сегодняшний день уникальна.

Политика модернизации, начатая правительством в 90-х годах 20-го века, привела к тому, что тоталитаризм, пронизывающий всю структуру китайского общества, постепенно сменился авторитаризмом.

Бурный экономический рост и рыночные реформы требуют более демократичных методов управления, постепенно трансформируя и идеологию.

Параллельная структура

Несмотря на свои размеры, Китайская Народная Республика организована по унитарным, а не федеративным принципам. И правительство и Коммунистическая партия Китая (КПК) действуют сверху вниз, присваивая «Центру» все полномочия. Чтобы управлять страной, правительство и КПК создали примерно параллельные национальные бюрократические структуры, простирающиеся от Пекина до местного уровня.

Этим структурам помогают различные «массовые организации» — например, профсоюзы, молодежные лиги, женские ассоциации, писательские и другие профессиональные ассоциации, охватывающие ключевые слои населения.

Такие организации, с их чрезвычайно большим количеством членов, обычно служат линиями передачи информации и единообразного осуществления политики.

В Китае не разрешается функционировать добровольным ассоциациям, которые полностью независимы от КПК и руководства правительства.

КПК и правительственная бюрократия организованы по территориальному и функциональному принципу. Территориальная организация базируется на нескольких административных подразделениях, и каждое из них возглавляет комитет КПК и «народное правительство».

Эти территориальные подразделения включают национальный уровень в Пекине (Центр), 33 подразделения провинциального уровня (4 города прямого управления, 5 автономных районов, специальные административные районы Гонконг и Макао, 22 провинции, за исключением Тайваня), около 330 префектурных органов, более 2850 субъектов округа, а также многочисленные города, поселки и деревни. Некоторые крупные города подразделяются на городские округа. Такая территориальная основа организации предназначена для координации и согласованности с многочисленными политиками центра, способных повлиять на любой регион.

Функциональную политическую организацию со стороны правительства возглавляют министерства и комиссии при Государственном совете, а со стороны КПК отделы ЦК.

Эти функциональные органы центрального уровня располагаются поверх иерархий подчиненных подразделений, несущих ответственность за рассматриваемый сектор или проблемную область.

Подчиненные функциональные единицы, как правило, прикрепляются к каждому из территориальных органов.

Столь сложная структура предназначена для координации национальной политики (например, в отношении металлургической промышленности), обеспечения некоторой координации политики на территориальной основе и позволяет КПК сохранять контроль над правительством на всех уровнях национальной иерархии.

Одним из непреднамеренных результатов такого организационного подхода явилось то, что в Китае на сегодняшний день работают более 10 миллионов чиновников — количество, превышающее население многих стран мира.

В начале-середине 1950-х годов правительственные функциональные министерства и комиссии центра были особенно сильны. «Большой скачок» начавшийся в 1958 году, сместил власть в сторону провинциальных и нижестоящих территориальных органов КПК.

Во времена Культурной революции, начиная с 1966 года, большая часть политической системы настолько разрушилась, что пришлось прибегнуть к помощи Народно-освободительной армии (НОАК).

Однако вмешательство НОАК в политическое противостояние еще более дестабилизировало и запутывало ситуацию на протяжении большей части 1970-х годов.

С тех пор основной упор делался на менее детальный надзор со стороны КПК за правительством и большую децентрализацию государственной власти, где это возможно.

Но разделение власти между КПК и правительством, а также между территориальными и функциональными органами остается в состоянии постоянного изменения, о чем свидетельствует тенденция к централизации в конце 1980-х годов и последующие усилия по децентрализации с конца 1990-х годов.

Коммунистическая политическая система Китая все еще недостаточно институционализирована, чтобы распределение власти было фиксированным и предсказуемым.

Конституционные рамки

Четвертая конституция КНР, принятая в 1982 году, передает всю национальную законодательную власть в руки Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета.

Государственный совет и его Постоянный комитет, напротив, несут ответственность за исполнение, а не за принятие законов. Такое базовое разделение власти существует и для каждого из территориальных подразделений — провинция, округ и т. д.

, но с оговоркой в каждом случае, что широта полномочий, доступная властям, ограничена рамками закона.

Все граждане в возрасте 18 лет и старше, которые не были лишены своих политических прав, имеют право голоса, и прямое народное избирательное право используется для выбора членов собрания народных представителей вплоть до уровня провинции.

В округах делегаты на каждом уровне избирают тех, кто будет работать в Собрании следующего более высокого уровня. Если бы эта модель точно отражала реальное функционирование системы, собрания представителей и их различные комитеты были бы важнейшими органами в политической системе Китая. Тем не менее на самом деле это не так.

Структура органов власти

Председатель, являющийся главой государства, и вице-президент КНР избираются Собранием представителей сроком на 5 лет. Вице-президент помогает в работе Председателя. В случае, если должность последнего становится вакантной, на нее назначается Вице-президент.

Премьер назначается Председателем, и формирует Государственный совет, члены которого, однако, должны быть утверждены ВСНП. Помимо этого, Председатель также назначает 4 вице-премьеров.

Фактические полномочия по принятию решений в Китае находятся в исполнительных органах государства и в КПК. На национальном уровне высшим исполнительным органом правительства является Государственный совет, который возглавляет Премьер. Конституция допускает назначение вице-премьеров, генерального секретаря, неопределенного числа государственных советников, глав министерств и комиссий.

Премьер, вице-премьеры, государственные советники и генеральный секретарь регулярно встречаются в качестве Постоянного комитета, в котором Премьер Госсовета имеет право принимать окончательные решения. Этот Постоянный Комитет Госсовета осуществляет основные повседневные полномочия, и принятые им решения де-факто имеют силу закона.

Хотя это не оговорено в Конституции, каждый вице-премьер и советник берет на себя ответственность за работу одного или нескольких конкретных секторов или вопросов, таких как образование, энергетическая политика или международные отношения. Затем соответствующий лидер поддерживает связь с министерствами и комиссиями Государственного совета, осуществляющими политику в этой области.

Такое разделение ответственности позволяет относительно небольшому органу (Постоянный комитет Государственного совета состоит из менее 20 человек), контролировать и направлять работу огромного числа крупных бюрократических структур.

Разумеется, при необходимости Постоянный комитет может напрямую привлекать дополнительных специалистов для своей работы. ВСНП собирается примерно раз в год, в основном для ратификации решений, уже принятых Государственным советом.

Параллельно системе Госсовета находится центральное руководство КПК.

Распределение власти между различными органами на вершине КПК (Постоянным комитетом Политбюро, самим Политбюро и Секретариатом) значительно различается — с 1966 года до конца 1970-х годов Секретариат вообще не функционировал.

В любом случае существует частичное совпадение членства между высшими органами КПК и Постоянным комитетом Государственного совета. Кроме того, официально вышедшие на пенсию старшие члены партии зачастую сохраняют решающее влияние на принятие решений КПК.

Роль Коммунистической партии

Правящей партией является Коммунистическая, однако, вопреки расхожему заблуждению, это не единственная партия в стране. Помимо коммунистов, в Китае насчитывается еще 8 немногочисленных демократических партий, каждая из которых имеет свой устав, печатный орган и прочие атрибуты самостоятельности.

Несмотря на то, что правящая Коммунистическая партия на постоянной основе взаимодействует с остальными партиями в форме регулярных консультаций и совещаний, принципиального влияния на политику страны они не имеют. Некоторые члены демократических партий избираются в ВСНП и местные собрания, а иногда даже назначаются на руководящие посты в госорганах, но, как правило, на вторые роли, не выше заместителя.

Согласно китайской Конституции, ВСНП является высшим органом, принимающим решения. Поскольку съезд партии обычно созывается раз в пять лет, Центральный Комитет Коммунистической партии уполномочен действовать, когда Собрание не заседает.

Политбюро же может действовать от имени ЦК, когда последний не заседает, а Постоянный комитет (ПК) Политбюро руководит работой Политбюро. Секретариат отвечает за повседневную работу ЦК и Политбюро. Генсек партии председательствует в Секретариате, а также отвечает за созыв заседаний Политбюро и его ПК.

Секретариат работает при необходимости через несколько отделов (например, отдел организации или отдел пропаганды) при ЦК.

До 1982 года КПК имела председательство, уникальное среди правящих коммунистических партий. Мао Цзэдун занимал этот пост до своей смерти в 1976 году, а Хуа Гофэн был председателем вплоть до отстранения от должности в 1981 году.

Ху Яобан занимал пост председателя партии до тех пор, пока эта должность не была упразднена в 1982 году. Решение переформатировать эту должность стало частью усилий по уменьшению шансов на то, что какой-либо из лидеров снова узурпирует власть над партией, как это сделал Мао.

Правительство Китая по-прежнему имеет председательство, но его полномочия сравнительно ограничены.

Распределение власти между ведущими органами КПК, а также между ними и Государственным советом постоянно меняется. ПК Политбюро и Политбюро в целом уполномочены принимать решения по любому вопросу.

Секретариат тоже иногда играл чрезвычайно активную роль, встречаясь чаще, чем Политбюро или его Постоянный комитет, и принимал много важных решений от своего имени.

Точно так же Государственный совет принял много важных решений, но строго по усмотрению руководства КПК.

Теоретически, КПК устанавливает основные направления политики и широко контролирует их реализацию. КПК также берет на себя основную ответственность за привитие «правильных ценностей» населению. Правительство, согласно теории, несет ответственность за проведение политики КПК, принимая необходимые решения по мере возникновения вопросов.

Конечно, такое четкое разделение труда быстро размывается по ряду причин.

Так, например, лишь с конца 1970-х годов были предприняты согласованные усилия для назначения разных людей на ключевые руководящие должности в КПК и правительстве.

До этого времени один и тот же человек возглавлял и комитет КПК, и правительственный орган, отвечающий за любую область. На высшем уровне премьер-министр правительства и председатель партии продолжают заседать в Политбюро КПК.

Источник: //MyChinaExpert.ru/gosudarstvennoe-ustrojstvo-i-politicheskaya-sistema-kitaya/

/ Таможенное право / Какой строй в китае

Органы самоуправления в районах национальной автономии имеют право в соответствии с политическими, экономическими и культурными особенностями национальности или национальностей данной местности принимать положения об автономии и отдельно действующие положения.

При осуществлении своих функций официальные лица должны пользоваться одним или несколькими языками и письменностью, распространёнными в данной местности.

Народные суды и народные прокуратуры[править | править код] Верховный народный суд провинции Хубэй Народные суды[править | править код] Народные суды включают:

  • Верховный народный суд
  • местные народные суды
  • специальные народные суды (военные суды и т.п.)

К местным народным судам относятся низовые народные суды, народные суды средней ступени и народные суды высшей ступени.

Внимание

Китай, который нам показывают по телевизору, и тот Китай, который мы видим в наших магазинах (добавлю — и в не наших тоже…), — это небольшая его часть, сосредоточенная в крупных городах и промышленных зонах, куда допущен западный капитал. При этом политический строй в Китае остался прежним: командно-административная система, характерная для социализма.

С авторитарным правителем (коллективный «царь»), с однопартийной системой, не допускающей никакой идеологической конкуренции и никакого единомыслия, с жёстким подавлением любых политических противников. То есть политическаая систма — социализм, экономически — своего рода квилт.

Какой строй в китае

Местные собрания на провинциальном и окружном уровне избираются на пять лет, на низших уровнях — на три года.

Местные собрания утверждают планы экономического и социального развития в своих местностях, выбирают губернатора провинции (или другого главу местности), контролируют исполнение конституции и основных законов. При собраниях уездного уровня и выше создаются постоянные комитеты.

Депутаты собраний народных представителей уездов, городских районов, волостей и посёлков избираются непосредственно народом. Депутаты провинциальных собраний народных представителей избираются депутатами более низкого уровня. Провинциальные СНП избирают депутатов ВСНП.

Председатель КНР Си Цзиньпин Председатель КНР (называемый также Президент КНР) номинально является главой государства. Председатель КНР выбирается на сессии ВСНП сроком на пять лет, и не более двух сроков подряд.

Портал Юриста
Добавить комментарий